Словарь реакционера-2

христианство и евреи

Кирилл Каминец

Ещё СССР не успел рухнуть, как в русском националистическом подполье низкокачественные люди уже начали сочинять самые креативные истории о христианстве с целью делегитимации исторического (т.е. православного) русского национального движения и деморализации националистов-христиан. С тех пор осаждённое положение националиста-христианина продолжается, и он постоянно находится в состоянии оправдания. Язычники-«родноверы», национал-социалисты, светские либералы, оккультисты-«традиционалисты», перечитавшие Эвола, и прочие сектанты намекают на скверные вещи о происхождении христианства, пытаясь заставить верующих усомниться в теологическом содержании и психологических эффектах веры.

Один из излюбленных векторов нападения, которым пользовались, скажем, масон Вольтер и сумасшедший Ницше, заключается в попытке связать христианство с отталкивающим габитусом евреев-ашкеназов. Такое утверждение выдаёт либо подлость и сознательную ложь, либо полнейшую историческую неосведомлённость. Я не обладаю богословским образованием и не буду уделять в этой статье много времени теологическим вопросам. Как историк, я попытаюсь создать своеобразный «ликбез», после которого шутки вроде «вы молитесь еврею» (и подобные) должны окончательно потерять свою силу.

Вся попытка увязать христиан с еврейством упирается в один вопрос: был ли Христос евреем в современном понимании этого слова? Я сразу скажу: нет, не был.

Слово «евреи» исторически описывает нехристианскую этнорелигиозную популяцию, которая жила и ездила по Европе, не принадлежав ни к одной из европейских наций. Часто они жили в гетто и занимались коммерческой деятельностью, запрещённой христианам. В центральной и восточной Европе они говорили на странном диалекте немецкого; на Иберийском полуострове — испанского. Русское слово «жид» и его аналоги в современных европейских языках произошли от латинского слова iudæorum, обозначающего эту популяцию как выходцев из римской провинции Iudæa. Словесная каша из терминов «жид», «еврей» и «иудей» привела к путанице. Те, кого мы называем евреями, не являются выходцами ни из Iudæa, ни из предшествовавшего ей Иудейского царства.

Жертвоприношение Исаака, мозаика из древней синагоги Бейт-Альфа

Различия между этими группами весьма существенные. В первую очередь, современные евреи не практикуют древнеиудейскую религию. Во главе церкви древних иудеев находилась наследственная каста жрецов; она сосредотачивалась в одном центральном храмовом комплексе, в котором проводились ритуалы жертвоприношения. Религия современных евреев не знает ни жрецов, ни жертвоприношений, ни храма; она основана на энциклопедическом знании огромного корпуса текстов, сочинённых в Средние века.

Эти религии связаны всего двумя вещами: создатели еврейской религии продолжили пользоваться диалектом классического иврита в качестве литургического языка и, помимо собственных средневековых выдумок (Талмуд и Мидраш) они почитают некоторые писания, сочинённые древними иудеями (т.н. Танах). Во всём остальном они расходятся. Проще говоря, религия iudæorum так же мертва, как религия уничтоживших её римлян.

Слово «хабиру» (наши «евреи») встречается в ряде шумерских, древнеегипетских, аккадских и других древних источниках как уничижительное название презираемых полукочевников-бандитов, живших на окраинах ближневосточных аквадеспотий. Если считать Книгу Бытия повествованием об отношении этих полукочевников к городским жрецам и их империи, презрение было обоюдным. Из последователей этой ранней религии можно выделить две группы: иевусеев, которых древние иудеи признавали своими единоверцами, и вавилонских хабиру, которые выводили свою родословную от патриарха Фарра, отца Авраама. Моавитяне и аммониты считались потомками племянника Авраама, Лота. Арабов представляли потомками первого внебрачного сына Авраамаа — Измаила.

Идумеи, имевшие ещё больше отношения к авторам Бытия, согласно преданиям, являлись родственниками потомков Якова.

Сами потомки Якова — древние израильтяне — являются увлекательной исторической загадкой. Но причины, по которым эти племена решили объединиться и объявить друг друга братьями, – отдельный вопрос. Для наших рассуждений важно то, что двенадцать племён, населявших историческую Палестину, создали достаточно стабильную военно-религиозную федерацию, и частью символизма этой федерации была вера в то, что патриархи-основатели племён являлись братьями, а их отцом был Яков Израиль. Именно эти люди впервые кодифицировали Пятикнижие.

Одним из этих племён было колено Иудино, позднее давшее название и Иудейскому царству, и провинции Iudæa. Разделение израильтян на иудеев и неиудеев — первое разделение в огромном семейном древе. Северные племена основали царство Израиль, которое вскоре перестало существовать как политическая единица. Неиудейские жители этого королевства продолжали практиковать свою традиционную религию в регионе, известным нам как Самария. В Евангелии от Луки мы встречаем «доброго самарянина», который помогает иудею, брошенному своими соплеменниками. Как несложно понять из этой притчи, отношения между самарянами и иудеями были весьма напряжёнными.

Согласно исторической документации в Ветхом Завете, после политического уничтожения Иудейского царства его население (или как минимум население Иерусалима) было угнано в Ассирийскую империю, где они и остались на протяжении нескольких поколений, пока новая персидская династия не позволила иудейским элитам вернуться и заново основать Иерусалим и храмовый культ. Примерно в это время был собран Ветхий Завёт в его сегодняшней форме. Персидская Иудея долго не продержалась; Персия пала под натиском войск Александра Македонского, а Иудея управлялась диадохами до Маккевейской войны, в ходе которой было основано царство Хасмонеев. Примерно в это время была собрана Септуагинта.

Подвергание иудеев культурному влиянию своих завоевателей — сначала персов, затем греков – привело к культурному расколу между иудеями, сохранившими клановую верность храмовому культу и теми среди них, кто был готов смириться с новым порядком. Иудеи называли верооступников греческим словом apikouros: эпикурейцы, в честь самой популярной философии эпохи эллинизма. Но расколы начали появляться и среди традиционалистов: некоторые, опять же, сохраняли верность жрецам и храму, а другие, так называемые ессеи, уходили в пустыню, стараясь жить жизнью, основанной на аскетизме и личных отношениях с Богом. Ессеи породили целую плеяду новых культов, чьим объединяющим ритуалом было погружение в воду. Самым известным представителем этого направления иудейских культов был Иоанн Креститель.

Религиозные расколы внутри храмового культа продолжались и после конца династии Хасмонеев. Основными направлениями были саддукеи — наследственная каста жрецов-аристократов, «сыны Садока», и фарисеи — самозваные религиозные гуру. Фарисеев можно сравнить с астрологами, знахарями, экстрасенсами и другими предпринимателями в области сверхъестественного. Саддукеи поощряли скорее равнодушное отношение среднего человека к сложным религиозным вопросам. Фарисеи, в свою очередь, всегда были готовы прислушаться к религиозным чаяниям простолюдин и предоставить ответ на любой суеверный вопрос — за скромную компенсацию, разумеется. Фарисеи также сильнее подвергались инородным религиозным и магическим доктринам (вроде вавилонской нумерологии и зороастрийской мифологии).

И тут на сцене появляется Путь, Истина и Жизнь. Иисус Христос, если вдаваться в подробности, не был выходцем из Иудеи; Он был галилеянином. Интересно, что Галилея в Ветхом Завете упоминается как «Глиль ха-Гоим»: место, где живут… ну, кто такие «гои», я думаю, пояснять не надо.

Христос также не говорил в быту на иврите, традиционном языке иудейских жрецов. Имеющиеся доказательства указывают на то, что Он говорил на диалекте арамейского, который до сих пор существует в отдельных районах сирийской глубинки. Тем не менее, Христос был членом колена Иудова, практиковал традиционную иудейскую религию, отлично знал её писания и с трепетом относился к храмовому культу. Можно вспомнить, как Он отнёсся к проявлениям форекса на территории храма. Теологически Христос поддерживал и укреплял умеренное благочестие саддукеев, видя в нём противовес суеверной ортопраксии фарисеев. Также он сочувствовал идеалам аскетизма, проповедуемым ессеями. Его презрение к фарисеям было столь глубоко, что слово «фарисей» спустя 2000 лет всё ещё считается ругательным.

Распятие Христа привело к концу Его личного пастырства в Галилеи, но Его идеи выжили благодаря апостолам. Римляне же уничтожили саддукеев. Разрушение храма в 70 г. и преследования касты жрецов губительно отразились как на самих саддукеях, так и на источнике их религиозного авторитета (контроль над храмовым культом). За следующие несколько веков большинство иудеев и иудейских экспатриантов либо отошли от иудейской религии, либо перешли в универсальную её ответвление — христианство. Эти иудеи и их потомки потеряли свою иудейскую идентичность и ассимилировались среди остального населения. В то же время оставшиеся фарисеи начали собирать свои эзотерические суеверия в двух томах — Талмуде и Мидраше. К XI — XIV вв. эти писания позволили фарисейской диаспоре сохранить свою религиозную уникальность, находясь в других странах, и предотвратить этническую ассимиляцию, которая привела бы к потере идентичности. В результате та маленькая часть иудейских общин, населявших средиземноморские страны, которая ещё не ассимилировалсь до того, как Талмуд и Мидраш стали общедоступными, приняли их — и тем самым основали средневековый иудаизм, стабильная форма которого дала фарисейству возможность дожить до наших дней.

«Евреи» в Иерусалиме, 1885 г.

«Еврей» в современном понимании — это член племени, чьи предки жили в талмудических гетто. Данное направление находилось в оппозиции к традиционной религии иудеев и особенно к христианству. Раннее христианство можно обозначить как прямого соперника и даже врага фарисейства, осуждавшего его уклон в суеверия, ортопраксию и узкую этническую зацикленность. Наследником фарисейства является весь современный иудаизм, не имеющий практически ничего общего с храмовым культом и жрецами-аристократами древних иудеев.

Иисус Христос может и был Rex Iudæorum, но даже римляне не обвиняли Его в том, что Он царь талмудических гетто. Христианство подвергалось влиянию со стороны зороастризма, манихейства и мистерий Митры; но Христос имел не больше отношения к современному иудаизму и современным евреям, чем Платон, Сиддхартха Гаутама или Арджуна. Современные евреи-ашкеназы, в свою очередь, имеют к древним иудеям не больше отношения, чем какой-нибудь живущий в третьем поколении в США грек к героям Троянской войны.

Если Вам понравилось прочитанное, подпишитесь на меня.

Первая часть